С 1 марта изменено законодательство о госзакупках.

1 марта 2009 года вступил в силу федеральный закон 308-ФЗ от 30.12.08, который внес существенные изменения в действующий федеральный закон от 21.07.2005 №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующий практику проведения закупок органами государственной власти, местного самоуправления и бюджетными учреждениями. Закон N 308-ФЗ существенно изменяет процесс размещения государственного заказа, уточняет ряд положений предыдущей редакции, в частности: процедуру размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, порядок размещения заказов путем проведения конкурсов и аукционов, а также путем запроса котировок. Чрезвычайная актуальность новой редакции Закона N 308-ФЗ для представителей малого и среднего бизнеса очевидна, поскольку в период финансового кризиса именно участие в государственных и муниципальных закупках может стабилизировать положение малых и средних предприятий на рынке, не сокращая рабочие места.

В первую очередь, Закон N 308-ФЗ повышает требования к квалификации членов комиссий по размещению заказов, в состав которых с 1 января 2009 года должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, а с 1 января 2010 года должны включаться не менее чем два таких лица, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

Закон N 308-ФЗ вносит существенные изменения в процедуру размещения заказа у субъектов малого предпринимательства - в частности, в новой редакции определено, что начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать размер, установленный Правительством РФ. В предыдущей редакции начальная цена контракта на поставку товара или выполнение работ субъектами малого бизнеса не могла превышать трёх, а на оказание услуг - двух миллионов рублей.

Возможность снижения цены государственного или муниципального контракта по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных предусмотренных условий также регламентируется новой редакцией Закона о госзаказе.

Федеральный закон N 308-ФЗ содержит нормы, гарантирующие защиту российских производителей: в рамках проведения конкурсов по государственным закупкам поставщики отечественной продукции выигрывают конкурс при условии, если их цена максимум на 15 % дороже, чем у иностранного поставщика. Речь идет практически о всех видах продукции, включая автомобили, изделия медицинской, легкой промышленности и проч. Данное правило вступает в силу на основании приказа Минэкономразвития от 5 декабря 2008 г. №427 (зарегистрирован в Минюсте России 24 декабря 2008 г.). Кроме того, если в конкурсной документации, документации об аукционе и в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на иностранный товарный знак, то в документацию должно включаться указание и на товарный знак аналогичного товара российского производства.

Важно также отметить, что новая редакция Закона о госзаказе определяет особые условия допуска товаров иностранного производства в двух случаях: во-первых, если иностранным государством в отношении товаров российского происхождения не установлен режим равных условий; во-вторых, если при размещении заказов на товары, услуги, работы для государственных и муниципальных нужд товары, услуги и работы российского производства имеют приоритет перед товарами, услугами и работами иностранного происхождения.

Следует отметить, что нормы Закона N 308-ФЗ, гарантирующие преференцию российским производителям неоднозначно оцениваются специалистами в области антимонопольного права, поскольку такие меры могут привести не только к росту цен в сфере госзаказа, но и к снижению конкуренции и к монополизации сферы госзаказов.

Также, Федеральный закон N 308-ФЗ существенно расширяет перечень случаев, при которых допускается размещение заказа у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. В этот перечень включены услуги деятелей культуры и искусства, услуги, связанные со строительным проектированием, гостиничные услуги для государственных нужд, поставки для организации проведения Олимпийских игр. Кроме того, Закон устанавливает особенности размещения заказа у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд учреждениями, исполняющими наказания.

Новый закон более подробно прописывает процедуру проведения открытого аукциона в электронной форме и определяет условия, предъявляемые к юридическим и физическим лицам, которые могут регистрироваться в качестве операторов электронных площадок.

Противоправные действия заказчиков могут быть обжалованы участниками размещения заказа для федеральных и муниципальных нужд во внесудебном порядке в Федеральной антимонопольной службе России, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения госзаказа.

В целом можно сказать, что принятие Федерального закона N 308-ФЗ обусловлено стремлением законодателей усовершенствовать правовую базу в сфере размещения госзаказа и четко регламентировать процедуру проведения закупок. Изменения, вносимые Федеральным законом N 308-ФЗ в основное законодательство, безусловно, актуальны. Но смогут ли эти нововведения реально изменить положение дел в сфере размещения госзаказов для предприятий малого и среднего бизнеса - покажет время!

Универсальная медицинская компания "Ситек Сервис" является надежным поставщиком широкого спектра медицинских расходных материалов государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, и в том числе через систему госзаказа. Специалисты нашей компании надеются, что новая редакция Закона о государственных закупках обеспечит максимальную прозрачность проведения торгов, создаст реальные условия для добросовестной конкуренции и исключит возможность различных злоупотреблений и коррупции в этой сфере.

Made on
Tilda