ФЗ "О сан-эпид благополучии начеления" от 30.03.1999 № 52

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31

декабря 2005 г.)




Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года


Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемио логического благополучия
населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду.



Глава I. Общие положения




Статья 1. Основные понятия




В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды
обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и
обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов
окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические,
физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды
обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или
здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором
отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для
восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность
вредного воздействия ее факторов на человека;

санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на
определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное
количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные
правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том
числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу

возникновения и распространения заболеваний;

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья
населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению,
обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие)
санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг,
а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

- организационные,
административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение
возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и
иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и
предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения,транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение
которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей
инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные
заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности,
быстрым распространением среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых
обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.



Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения




1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее
изменения;

контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ,
отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведения социально-гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний,
массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является
расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране
окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм
собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований

законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения за счет собственных средств.



Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения




Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее
- санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.



Статья 4.Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом




Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это
необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются
законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.



Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения




К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения относятся:

определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;

государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
социально-гигиенический мониторинг;

установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;

ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических
веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также
отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;

обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;

введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу
Российской Федерации;

подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической
обстановке в Российской Федерации;

координация научных исследований в области обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;

международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
своевременное и полное информирование органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местных администраций о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или)планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об
ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях).

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения

санитарно-эпидемиологического благополучия населения




К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий
(карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового
образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о
возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

участие в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Утратила силу с 1 января 2005 г.




Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения




Статья 8. Права граждан




Граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти,
органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды
обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов,товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и
оказываемых услуг;

осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения
другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Статья 9. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц




Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти,
органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных
правилах;

принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами,
другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также
при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Статья 10. Обязанности граждан




Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц;

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и
благоприятную среду обитания.



Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц




Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также
продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных
исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее
производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы
контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие
государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию
населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды
обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для

здоровья человека




Статья 12.Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке

городских и сельских поселений




1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание
благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и
сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий,
генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых
районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под
строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений
культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

3. Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и
сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и
ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ
по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью
прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-

технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их


производства



1. Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении,
применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также
товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.
2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые
разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку,
производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее
несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда
человеку, или ее уничтожить.



Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к потенциально опасным для

человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции




Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции
допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию)после их государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона.



Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым

добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и

изделиям и технологиям их производства

1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны
оказывать на него вредное воздействие.

2. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними
материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.

3. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и
изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые
разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного
сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии их санитарным правилам.

5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство,
закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и
проводить мероприятия по обеспечению их качества.

6. Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые
продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а
также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях,
исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Статья 16.Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на

территорию Российской Федерации




1. Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на
транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

2. Продукция, указанная в пункте 1 настоящей статьи, допускается к ввозу на территорию Российской
Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, до их ввоза на территорию Российской
Федерации подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального

закона.

3. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на
территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой
продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок такой продукции.



Статья 17.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания

населения




1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе,
барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-
профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для
лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях,обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых
государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.



Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам




1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания,
занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и
физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно
допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям
безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в
соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных
воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-
бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность
для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.



Статья 19.Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому

водоснабжению населения




1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной
по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию

централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого
водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

3. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном
порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.


Статья 20.Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в

городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в

рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях




1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а
также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских
поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного
пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в
воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и
снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских
поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.



Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию

территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок




1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально
опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни),
установленные санитарными правилами.

2. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать
санитарным правилам.



Статья 22.Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию,

обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления




1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья
населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.
3. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов
производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено
превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию,обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в
области обеспечения радиационной безопасности.



Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям




1. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену,
уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным
правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской
Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

3. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.



Статья 24.

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации

производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта




1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и
транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и
обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою
деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования,
транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.



Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда




1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на
человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-
противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий
труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и
индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний
(отравлений), связанных с условиями труда.



Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с

биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами




1. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и
их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных
заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека.

2. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для
человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими
организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии
условий выполнения таких работ санитарным правилам.



Статья 27. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с

источниками физических факторов воздействия на человека




1. Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются
источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное
воздействие на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов
воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство,
применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и
отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий
работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

4. Отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности
работ с источниками ионизирующих излучений, устанавливаются законодательством Российской Федерации.



Статья 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и

обучения




1. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм
должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного

законодательства.

2. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства
обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к
использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.



Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия




Статья 29.

Организация и проведение санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий




1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),
осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в
разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке
гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.



Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации




1. Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на
территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию
Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее - опасные
грузы и товары).

2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране
территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на
территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и
товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных
заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

4. Для санитарной охраны территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-
карантинный контроль.

5. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также
мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



Статья 31.Ограничительные мероприятия (карантин)




1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу
Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной
деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений,
предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты
обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных
заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской

Статья 32. Производственный контроль




1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за
соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях
обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и
государственными стандартами.

3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту
и достоверность его осуществления.



Статья 33.Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями




1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие
с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей
инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться
источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с
риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с
выплатой пособий по социальному страхованию.

3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно-
эпидемиологический надзор.

Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок
ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.



Статья 34. Обязательные медицинские осмотры




1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий,производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные
при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

2. В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской
Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров
работников.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые
для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

5. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету
лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также
органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи
работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.



Статья 35. Профилактические прививки




Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской
Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Статья 36.Гигиеническое воспитание и обучение




1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной
культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:
в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в
программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций,
деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых
продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.



Глава V. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения




Статья 37.Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование<




1. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных
правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-
эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил;
контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы
данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.



Статья 38. Разработка санитарных правил




1. Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-
эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

2. Разработка санитарных правил должна предусматривать:

проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на
здоровье населения;

определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов
среды обитания на здоровье населения;

установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов
среды обитания;

анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;
установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;

прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;
обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие.



Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил




1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и
введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.

2. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц.

4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения
юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.



Статья 40.

Особенности лицензирования отдельных видов деятельности,

представляющих потенциальную опасность для человека




1. Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление
соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам
следующих представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности:

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство табачных изделий;
производство лекарственных средств;

производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

медицинская и фармацевтическая деятельность;

деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения;

деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

деятельность по обращению с опасными отходами;

образовательная деятельность.

Статья 41. Особенности сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг,

представляющих потенциальную опасность для человека




Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для
человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам.



Статья 42.Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования,

исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок




1. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и
токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в
установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений в целях:

установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений);

установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной
деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12 и 13, 15-28, 40 и 41 настоящего Федерального закона, санитарным правилам.

2. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в
установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51

настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения.

3. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

4. Организации, аккредитованные в установленном порядке, и эксперты, которые проводят санитарно-
эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические,
гигиенические и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Государственная регистрация веществ и продукции




1. Государственной регистрации подлежат:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и
изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опасные для человека;

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской
Федерации.

2. Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и отдельных видов
продукции проводится на основании:

оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в
среде обитания;

разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов
продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания.

3. Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление
гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания,
разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке.

4. Государственная регистрация указанных в пункте 1 настоящей статьи веществ и отдельных видов
продукции проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор




1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение
постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и
выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов
среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами, уполномоченными

Made on
Tilda