Основы законод.РФоб охр.окр.ср.от 22.07.1993№5487

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1

(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня

2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г.)




Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. N 5489-1 "О порядке введения в

действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"



В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами Российской Федерации,
признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества
и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской
Федерации,
стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и
гражданина в области охраны здоровья,
настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области
охраны здоровья граждан.



Раздел I

Общие положения




Статья 1. Охрана здоровья граждан




Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера,
направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержаниеего долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными
договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.



Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан




Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.



Статья 3.Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан



Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих
положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации,настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного
самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной системздравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления
не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.



Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан




Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации,субъектов Российской Федерации
по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и
организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем
здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление
гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и
фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.


Раздел II

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья




Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти




К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их
исполнением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3) установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и
реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья
граждан;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;
6) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья
граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

8) организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработка и
утверждение нормативных правовых актов в указанной сфере;

9) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

11) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской
промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

12) подтверждение соответствия (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и
дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения,

сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за их производством,оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на
применение новых медицинских технологий;

13) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны
здоровья граждан;

14) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников,
определение номенклатуры специальностей и организаций в здравоохранении;

15) установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и
утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации;

16) координация деятельности органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана
семьи, материнства, отцовства и детства;

17) установление порядка производства медицинской экспертизы;

18) лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской
Федерации;

19) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области
охраны здоровья граждан;

20) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в
области охраны здоровья граждан;

21) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров
Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

22) выдача разрешений на применение на территориях субъектов Российской Федерации новых методов
профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.



Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской

Федерации



К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
1) принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением,
законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию
медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья
граждан;

3.1) право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов
медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

4) установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения субъектов
Российской Федерации, порядка их организации и деятельности; развитие учреждений здравоохранения
субъектов Российской Федерации; их материально-техническое обеспечение;

4.1) участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой
организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

5) формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части
оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных,
наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение медицинских организаций
лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной
(санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,
включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании
медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных
мер;
8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10) координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в
области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных
ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

12) утратил силу с 1 января 2005 г.;

13) координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;
14) утратил силу с 1 января 2005 г.;

15) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о
распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для
окружающих;

16) утратил силу с 1 января 2005 г.;

17) другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской
Федерации.


Статья 7. Утратила силу с 1 января 2005 г.



Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления


К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений
муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения,
иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой
медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения на подведомственной территории;

4) утратил силу с 1 января 2005 г.;

5) утратил силу с 1 января 2005 г.;
6) утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) утратил силу с 1 января 2005 г.;
8) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о
распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для
окружающих;

11) санитарно-гигиеническое образование населения.



Раздел III

Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации




Статья 9. Утратила силу с 1 января 2005 г.




Статья 10. Утратила силу с 1 января 2005 г.




Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения




Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными
органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных
правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.


Статья 12. Государственная система здравоохранения



К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в
области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и
осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной
собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические

предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные
органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора,учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по
производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-
профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения,создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Статья 13. Муниципальная система здравоохранения



К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления
здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей
компетенции.
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является
расходным обязательством муниципального образования.

Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также
финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.



Статья 14. Частная система здравоохранения



К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения,
имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской
практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и
финансируемые юридическими и физическими лицами.



Статья 15. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности




Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.



Статья 16. Утратила силу с 1 января 2005 г.



Раздел IV

Права граждан в области охраны здоровья




Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья




Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право
обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха,
воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка,
социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них
каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану
здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.



Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану

здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на

охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.



Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на
охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации.
Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством
Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи лицам без гражданства и беженцам устанавливается в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье




Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах,
способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о
санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции,работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация
предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.



Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь




При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную
помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными
специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах
здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного
медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных
средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими
изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и
зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их
личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на
бесплатный медицинский контроль.
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы
вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или
граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.



Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной

деятельности




В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний
работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего
переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной
опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной
деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным
органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических
медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.


Раздел V

Права отдельных групп населения в области охраны здоровья



Статья 22. Права семьи




Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам
планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-
генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на
выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту
жительства.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей,
оставшихся без попечения родителей) имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской
Федерации.
Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в
интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении
государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.
Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из
родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным
ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.



Статья 23. Права беременных женщин и матерей




Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их
физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной
медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными
детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется
законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в
возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей,
устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.



Статья 24. Права несовершеннолетних




В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской

Федерации;

2) утратил силу с 1 января 2005 г.

3) санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим
особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на
условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Несовершеннолетние - больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в
возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или
лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях,
устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Статья 25. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и

поступающих на военную службу по контракту




Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной
службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту,
проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на
военную службу по состоянию здоровья.
В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие
призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со статьей 53 настоящих Основ и (или) обжалование
заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.
Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу
по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Порядок организации медицинской помощи военнослужащим устанавливается законодательством
Российской Федерации, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и других
федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Деятельность медицинских комиссий военных комиссариатов обеспечивают и финансируют Министерство обороны Российской
Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти.


Статья 26. Утратила силу с 1 января 2005 г.



Статья 27.Утратила силу с 1 января 2005 г.



Статья 28. Утратила силу с 1 января 2005 г.



Статья 29. Права лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения

свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения

свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи



Лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу,
отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи,
в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.
В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до
одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.
Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств,
проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, отбывающих
наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются.
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде
ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо
административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.


Раздел VI

Права граждан при оказании медико-социальной помощи




Статья 30. Права пациента



При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его
согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и
добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными
способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья,
диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих
Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32

настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со
статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его
здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для
отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает
внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или
иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.


Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья



Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о
состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их
последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших
возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением
лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях
неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме
гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо,которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей
состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему
предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может
предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих
Основ.


Статья 32.Согласие на медицинское вмешательство

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное

добровольное согласие гражданина.




В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское
вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при
невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью
второй статьи 24 настоящих Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными,
дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 настоящих Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает
консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных
представителей.


Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства




Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или
потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для
него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с
указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного
частью второй статьи 24 настоящих Основ, либо законных представителей лица, признанного в установленном
законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц,

больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.


Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан




Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и
изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими
расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или
согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан
без их согласия или согласия их законных представителей - судом.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное
с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.
Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,
проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные
меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской
Федерации.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым
проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Раздел VII

Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека




Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона




Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение
и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях,
получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой
женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности
донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации
эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования,внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское
вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой
уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 36. Искусственное прерывание беременности




Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание
беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным
показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины -независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского
страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими
специальную подготовку.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской
Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 37. Медицинская стерилизация




Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к
воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному
заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы
здравоохранения, получивших лицензию на медицинскую деятельность.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации.


Раздел VIII

Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам




Статья 38.Первичная медико-санитарная помощь




Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого
гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а
также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний;
санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-
санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы
здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждениягосударственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими
организациями.
Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливаются законодательством в
области охраны здоровья граждан.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-
поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи, женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с настоящими Основами является расходным
обязательством муниципального образования.
Оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств
обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 39. Скорая медицинская помощь



Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского
вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях),осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной,
ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи
государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории,
оказывается бесплатно.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой
медицинской помощи, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, в
соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством муниципального образования.


Статья 40. Специализированная медицинская помощь




Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих
специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-
профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность.
Виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях
здравоохранения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-
венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных
медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи,

оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством Российской Федерации.



Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми

заболеваниями




Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется
Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается
диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения
Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении
гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными
специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным
обязательством субъектов Российской Федерации.


Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями,

представляющими опасность для окружающих



Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых
определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой
федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с настоящими Основами является расходным
обязательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.



Статья 43. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения,

лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и

проведения биомедицинских исследований




В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские
технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства,разрешенные к применению в установленном законом порядке.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы
диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только
после получения его добровольного письменного согласия.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы
диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться для лечения лиц, не достигших возраста,установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ, только при непосредственной угрозе их жизни и с
письменного согласия их законных представителей.
Порядок применения указанных в частях второй и третьей настоящей статьи методов диагностики, лечения
и лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Проведение биомедицинского исследования допускается в учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте.
Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться
только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в
биомедицинском исследовании.
При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена
информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых
результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии.
Пропаганда, в том числе средствами массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения
и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке,запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством
Российской Федерации.
Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также реклама методов
лечения, профилактики, диагностики и реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.


Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями

медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными

средствами




Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных
средств и изделий медицинского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения
лекарственных средств, и федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека.



Статья 45. Запрещение эвтаназии




Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об
ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.
Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет
уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 46. Определение момента смерти человека




Констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).


Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения, согласованным с Министерством юстиции Российской Федерации.



Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации




Допускается изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок.Не допускается принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации.
Лица, участвующие в указанных коммерческих сделках, купле и продаже органов и (или) тканей человека,
несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий




Патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и
диагнозе заболевания.
Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется федеральным органом
исполнительной власти в области здравоохранения.
По религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких
родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не
производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается членам семьи, а при их отсутствии -
близким родственникам или законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их требованию.
Членам семьи, близким родственникам или законному представителю умершего предоставляется право на
приглашение специалиста соответствующего профиля, с его согласия, для участия в патолого-анатомическом
вскрытии. По требованию членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего может быть произведена независимая медицинская экспертиза в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих
Основ.


Раздел IX

Медицинская экспертиза




Статья 49.Экспертиза временной нетрудоспособности




Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами,
уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области
здравоохранения.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной,
муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной
комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или
постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при
наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения
врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).
В отдельных случаях по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области здравоохр


Сохранить как файл

Made on
Tilda