Более двух лет назад вступил в силу Федеральный закон 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которому государственные и муниципальные структуры должны размещать заказы на приобретение товаров и услуг на конкурсной основе. Закон принципиально изменил систему госзаказа и был направлен на борьбу с коррупционностью и неэффективностью в этой сфере. Однако, правоприменительная практика показала, что нормы ФЗ-94 либо выполняются с большим трудом, либо не выполняются вообще, главная составляющая закона - антикоррупционная - не работает, а малый бизнес, на который был рассчитан ФЗ-94, по-прежнему не допущен к процедуре госзаказа. Закон нуждается в доработке и совершенствовании, об этом говорят представители различных структур - и политики, и бизнесмены. В настоящее время профильные комитеты Госдумы рассматривают ряд принципиальных поправок к ФЗ-94, которые, могут существенно изменить ситуацию в сфере размещения госзаказов.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года ФЗ-94 своей основной целью ставил обеспечение равного доступа предпринимателей в сферу госзаказа. На деле, как показывает практика, чиновник, размещая госзаказ на приобретение товаров и услуг, всегда имеет достаточно возможностей для привлечения выгодного ему поставщика. Возможно, не всегда он при этом руководствуется корыстными соображениями, возможно, им движет желание найти надежного поставщика. Тем не менее, решение выбрать того или иного поставщика зависит только от чиновника, что, по мнению специалистов, недопустимо. Процедура размещения заказа должна стать более прозрачной, влияние субъективного фактора (волеизъявление должностного лица) должно быть минимизировано. А чтобы у чиновника было меньше соблазнов привлекать к госзаказу "своих" поставщиков, рассматривается предложение, выдвинутое руководством Торгово-промышленной палаты, о проведении обязательной независимой экспертизы заключенных контрактов, цена которых выше 50 млн. руб.
Ряд поправок, рассматриваемых в настоящее время Госдумой, должен облегчить доступ к госзаказу малых предприятий, так как снимает ряд ограничений в этой сфере ФЗ-94 предусматривает, что государственные заказчики должны распределять на специальных торгах для малого бизнеса 10%-20% от общего объема заказов; при этом начальная цена контракта на поставку товаров не должна превышать 3 млн. руб., на предоставление услуг 2 млн. руб. Данные ограничения планируется отменить, так как низкая цена лота не способствует вовлечению малого бизнеса в систему государственного заказа, тогда как именно доступ в эту сферу мог бы стать реальной поддержкой для представителей малого бизнеса.
Ряд изменений планируется внести и в систему электронных торгов: процедура проведения электронных торгов должна стать более надежной и совершенной. В настоящее время, согласно действующему законодательству, электронные аукционы можно проводить на сумму до 1 млн руб. Данное ограничение, действующее до 1 января 2010 года, возможно, будет снято раньше - уже в 2009 году.
Одним из важных моментов в изменении системы госзаказа станет переориентация на товары отечественного производства. Госдума разрабатывает механизм создания ценовых преференций для российских производителей: предполагается, что они станут победителями даже в том случае, если их продукция дороже импортной на 5 25%. Введение преференций в систему госзаказа для российских производителей будет способствовать реализации плана правительства по поддержке экономики.