Последние изменения в порядок проведения государственных закупок (Федеральный Закон № 218)

С 1 октября 2007 года вступила в силу новая редакция Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (введена в действие Федеральным Законом № 218-ФЗ). Отметим, что ФЗ-№94 был принят и вступил в силу с 1 января 2006 года и за последние полтора года это уже его четвертая редакция (см. обзор предыдущих изменений и дополнений в ФЗ-№94, вступивших в силу с 25 апреля 2007 г.).
См. также действующую редакцию Федерального Закона О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 207-ФЗ, от 27.07.2006 N 142-ФЗ, от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ).
Необходимость принятия новой редакции обусловлена рядом причин, имеющих объективную и субъективную природу. В первую очередь, закон носит инновационный характер, он включает в себя механизмы, базирующиеся на Интернет-технологиях (отметим, что многие госзаказчики пока не готовы работать с такими технологиями). Во-вторых, Закон носит процедурный характер, детально описывая процедуру госзакупок. Напомним, что до 2006 года сфера госзакупок регулировалась несколькими нормативными актами, многие положения которых были не связаны между собой. В-третьих, лишь практическое применение позволяет достоверно определить наиболее сложные и спорные положения Закона, которые нуждаются в конкретизации. Новая редакция Закона направлена на то, чтобы сделать процедуру закупок более "прозрачной" и понятной для поставщиков, ввести более серьезные санкции против недобросовестных заказчиков, лишив их возможности размещать заказы у "ангажированных" поставщиков.
Одним из нововведений в порядок государственных закупок является запуск с 1 января 2010 года единого всероссийского официального сайта для размещения информации о предстоящих конкурсах. Создание единого портала позволит поставщикам оперативно находить необходимую информацию о размещении государственных муниципальных заказов. Организация, оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечивающая его функционирование, отбирается уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти путем проведения торгов. Законом также устанавливается солидарная ответственность оператора официального сайта и органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение официального сайта. Следует отметить, что до сих пор размещение разрозненной информации о проведении торгов на муниципальных, региональных и федеральных сайтах существенно затрудняло ее поиск, и фактически позволяло заказчикам скрыть факт проведения торгов. При этом у субъектов Российской Федерации остается право сохранить свои сайты, но они уже не будут иметь статус официальных.
В целях повышения оперативности процедур размещения госзаказов и экономии бюджетных средств, ФЗ-№218 с 1 января 2008 года отменяет обязательную публикацию информации в официальном печатном издании для государственных закупок федерального уровня; помимо этого, в связи с введением с 1 января 2010 года единого всероссийского портала госзакупок, отменяется также обязательная публикация информации в официальных печатных изданиях субъектов РФ и муниципалитетах с 1 января 2011 года.
Новая редакция Закона вводит ограничения по составу конкурсной, аукционной, котировочной комиссии: заказчик вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, которые прошли профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов, в состав комиссии не могут включаться должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов. С 1 января 2009 года вводится норма, согласно которой как минимум один из членов комиссии должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов.
Одним из наиболее сложных моментов предыдущей редакции закона было положение о применении критерия квалификации при отборе конкурсанта для выполнения работ, оказания услуг. Закон № 94-ФЗ разрешал выбирать победителя с учетом его опыта работы, деловой репутации в сфере научно-исследовательских, проектно-конструкторских, аварийно-спасательных работ, медицинских, образовательных, юридических услуг. Новая редакция Закона ФЗ-№218 не только предусматривает распространение критерия квалификации на все виды работ и услуг, но и определяет предельный вес данного критерия. ФЗ-№94 не уточнял положения о том, какой именно вклад могут внести квалификационные требования в формирование общей оценки участника конкурса, поэтому многие заказчики могли "подогнать" критерий квалификации под "своего" поставщика и начислить ему максимальное количество баллов. Новая редакция закона рассматривает квалификацию как один из стандартных критериев и определяет его значимость - 20% в обычных тендерах и 45% в тендерах на оказание медицинских услуг, проведение строительных, аварийно-спасательных, реставрационных работ.
ФЗ-№ 218 уточняет, что в связи с изменением критериев оценки заявок на участие в конкурсе, участнику размещения заказа не может быть отказано в допуске к торгам при непредставлении им документов, подтверждающих квалификацию.
В сфере оказания медицинских услуг новая редакция Закона расширяет возможность закупки товаров у единственного поставщика без применения процедур. Заказчик в праве заключить контракт на поставку товаров, необходимых для неотложного медицинского вмешательства, у единственного поставщика. При этом иные способы размещения заказа, требующие временных затрат, признаются нецелесообразными. В предыдущей редакции единственным обоснованием для заключения подобных контрактов служили обстоятельства непреодолимой силы. При размещении заказа у единственного поставщика заказчик обязан в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта, а также копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком, подтверждающего необходимость заключения контракта.
ФЗ №218 вносит существенные изменения в положения, регулирующие размещение заказа путем запроса котировок. В первую очередь, статья 42 приводится в соответствие со ст. 55 "Размещение заказов у единственного поставщика". Заказчик получает право разместить заказ на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан (медицинские товары, лекарственные средства, топливо и т.д.) путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта. Заказчик также приобретает право размещать заказ путем запроса котировок, если уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о приобретении товара через запрос котировок. Количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан. Закон также запрещает взимать плату с участников при проведении торгов путем запроса котировок.
Объявляя конкурс на выполнение услуг, проведение работ для государственных и муниципальных нужд, заказчик формулирует техническое задание, то есть совокупность технических характеристик, которым должны соответствовать поставляемые товары. Технические требования, которые выдвигает заказчик, открывают перед ним возможность "подогнать" конкурс под своего участника, не допустив участников "со стороны". Особенно много подобных злоупотреблений происходит при проведении конкурсов на поставку лекарственных препаратов, когда техническое задание подгоняется под конкретный товар конкретного производителя. Требования к техническому заданию в новой редакции Закона однозначны: запрещается указывать в конкурсной документации товарные знаки, фирменные наименования, место происхождения товаров, патенты, наименование производителей без сопровождения словами "или эквивалент".
Закон ФЗ-218 вносит также поправки в процедуру заключения контракта с победителем конкурса: такой контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней после размещения на официальном сайте протокола оценки конкурсных заявок. Данная норма преследует одну цель - дать время поставщику обжаловать незаконные, по его мнению, решения конкурсной комиссии.
Серьезные изменения претерпела ст. 17 Закона, которая регулирует контроль за государственными закупками. Большое количество поправок также внесено в Кодекс РФ об административных правонарушениях. В частности, максимальная сумма штрафа, налагаемого на недобросовестных чиновников составляет 50 тыс. руб. (в прежней редакции - 20 тыс. руб.). Для компаний эта сумма равна 500 тыс. руб. Примечательно, что ФАС может штрафовать каждого члена конкурсной комиссии, проголосовавшего за незаконное решение, более того, если чиновник в рамках проведения одного конкурса совершил ряд нарушений, то за каждое нарушение он отвечает отдельно. Кроме того, существенно расширился перечень и состав правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в Административном кодексе. В частности, устанавливается ответственность за недопуск участников к конкурсу, неисполнение решений ФАС, непредставление информации о проведении конкурса. Важно отметить, что административную ответственность несут не только госзаказчики, но и органы власти, являющиеся администраторами сайтов. Таким образом, новая редакция Закона существенно ужесточает контроль над госзаказчиками и вводит более серьезные санкции.
Ряд вопросов, касающихся процедуры госзакупок и требующих пояснения (в частности, заключение долгосрочных контрактов), находятся в сфере действия двух законодательств - бюджетного и закупочного. Ни ФЗ-№94, ни его последующие редакции не запрещали заключение долгосрочных (более 1 года) контрактов, но поскольку бюджетные лимиты выделяются на один год, то и контракты заключались на этот же срок. Однако с 1 января 2008 года вступает в действие новый Бюджетный кодекс, в котором заложен механизм трехлетнего бюджета, что решает проблему заключения долгосрочных контрактов.
Таким образом, вступившая в силу с 1 октября 2007 года новая редакция ФЗ-№ 94, вносит существенные поправки практически во все нормы, регламентирующие государственные закупки. Новеллы призваны конкретизировать и разъяснить наиболее сложные процедурные моменты. Но это совсем не означает, что в процессе практического применения не выявится новых вопросов и проблем, поэтому нельзя исключать и возможности появления новых законодательных актов, регулирующих сферу госзакупок. Мы будем информировать посетителей ресурса www.sitekserv.ru о всех нововведениях в законодательство о госзакупках.

Made on
Tilda