Изменения в порядок проведения государственных закупок в связи с вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"С 25 апреля 2007 года, с момента официального опубликования в "Российской газете", вступил в силу Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
См. полный текст ФЗ "О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД, в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 №207-ФЗ, от 27.07.2006 №142-ФЗ, от 20.04.2007 №53-ФЗ).Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размешении государственных заказов
Новая редакция Закона "О госзакупках" призвана стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в России. Так еще при обсуждении проекта нового закона, Премьер-министр РФ Михаил Фрадков отмечал, что "государственные закупки - это форма поддержки малого и среднего бизнеса".
Отметим наиболее значительные нововведения, касающиеся порядка размещения государственных и муниципальных заказов у субъектов малого и среднего бизнеса.
Закон в новой редакции устанавливает запрет на включение в конкурсную документацию информации о квалификации, опыте работы, деловой репутации, наличии необходимых производственных мощностей, финансовых и других ресурсов у участника размещения заказов.. Теперь важнейший критерий отбора - это минимальная цена на услуги, товары, работы.
Победителем конкурса признается лицо, предложившее оптимальные финансовые условия для выполнения заказа (см. п.2.1 ст.22 Закона о госзакупках в новой редакции).
Перечень требований, которые должна содержать конкурсная документация - см. п.4 ст.22 Закона о госзакупках в новой редакции.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства (за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны и безопасности). Государственный заказ может быть размещен у субъектов малого бизнеса путем проведения торгов и путем запроса котировок и
в процентном отношении он должен составлять не менее десяти и не более двадцати процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг - п.1. ст.15 Закона о госзакупках в новой редакции (Ранее эта сумма составляла пятнадцать процентов.)
Теперь государственные заказчики могут размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг у субъектов малого бизнеса, при соблюдении следующих условий - начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа на поставку товаров и выполнение работ не должна превышать
трех миллионов рублей, а при размещении заказа на оказание услуг -
двух миллионов рублей (см. п.1.1. ст.15 Закона о госзакупках в новой редакции).
Сумма размещения заказа на товары, работы, услуги, популярным в медицинских учреждениях России методом запроса котировок увеличена с
250 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а срок подачи котировочных заявок увеличился с 4 до 7 дней (см. п.п.2 и 3 ст.42 Закона о госзакупках в новой редакции)..Сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона увеличилась с
500 тыс. руб. до 1 млн руб.Двукратное увеличение лимита должно привести к увеличению числа заключаемых контрактов, а сама процедура выбора поставщика или подрядчика путем проведения запроса котировок, являясь наименее затратной для претендентов, обеспечивает максимальную гласность. Единственным критерием выбора победителя является минимальная цена на товары, услуги, работы (естественно, при наличии у него необходимых лицензий).
Федеральным законом № 53-ФЗ изменен порядок поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг на сумму,
не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Такие поставки должны осуществляться в порядке размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленном Законом "О госзаказе". Т.е. бюджетные учреждения могут закупать товары (услуги, работы) у единственного поставщика не заключая государственных или муниципальных контрактов, если сумма контракта не превышает предельного размера, установленного для расчетов наличными деньгами. Данная норма внесена в Бюджетный кодекс Российской Федерации (предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в Российской Федерации в настоящее время установлен в сумме
60 тысяч рублей).
Процедурные изменения при государственных закупках
Неоспоримым достоинством Закона № 53-ФЗ является то обстоятельство, что он уточнил ряд положений, касающихся самой процедуры размещения государственного и муниципального заказа (в ранее действующей редакции процедурные вопросы были прописаны недостаточно четко).
Если в прежней редакции закона "О госзаказе" многие сроки исчислялись в календарных днях, то в новой редакции их исчисление осуществляется в рабочих днях, что безусловно облегчает участие в конкурсе, подготовку и своевременную подачу документов.
По сравнению с предыдущей редакцией в новом законе был ужесточен порядок проведения аукционов, разрешено делать закупки у единственного поставщика только в случае отсутствия заявок на конкурсе или наличия одной заявки.
Согласно новым положениям, государственными заказчиками могут выступать не только органы государственной власти, но и государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, уполномоченные органами государственной власти и органами местного самоуправления (т.е. государственные лечебные учреждения, поликлиники, больницы и иные лечебно-профилактические учреждения, фонды медицинского страхования и др. государственные и муниципальные организации здравоохранения).
Заказчик по согласованию с поставщиком может изменить первоначальную сумму контракта при условии, что не более чем на 10 % меняется количество товаров, объем работ или услуг, предусмотренных контрактом при изменении в них потребности или при выявлении потребности в дополнительных товарах, услугах, работах.
На основании решения Правительства РФ может быть изменена первоначальная цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, если этот контракт заключен на срок не менее трех лет и его сумма составляет не менее 10 миллиардов рублей. Цена контракта, заключенного с субъектом РФ, так же может быть изменена в соответствии с законом субъекта РФ, при условии его первоначальной цены не менее миллиарда рублей. Соответственно, для муниципального контракта условием его изменения является первоначальная цена не менее пятисот миллионов рублей.
Существенные изменения претерпела ст. 28 "Закона о госзаказе" - согласно поправкам ФЗ-№53, конкурсная комиссия должна выявлять лучшие условия для исполнения контракта и оценивать заявки, исходя, в первую очередь, из цены контракта.
При проведении торгов на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ могут выделяться отдельные лоты, в отношении которых в конкурсной документации или в документации об аукционе отдельно указывается предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия. Заявка может быть подана на определенный лот, в отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Участник конкурса вправе решать вопрос о предоставлении им на конверте с заявкой дополнительной информации о себе (свое фирменное наименование, почтовый адрес - для юридического лица - или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства -для физического лица). Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе на том основании, что на конверте не указаны сведения об участнике размещения заказа, не допускается. Не допустимы также требования о предоставлении таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа.
Новые правила об ответственности сторон при госзакупках
При нарушении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) сроков, указанных в государственном или муниципальном контракте, на него налагается штраф за каждый день просрочки в размере, установленном в контракте, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ. В Законе "О госзаказе" ответственность за просрочку обязательств устанавливалась в отношении государственного (муниципального) заказчика.
Если по отношению к победителю конкурса\аукциона или победителю при запросе котировок проводится процедура ликвидации, банкротства, либо его деятельность приостанавливается в административном порядке, либо он предоставил о себе ложные сведения, либо часть его имущества находится под арестом, то государственный или муниципальный заказчик обязан отказаться от заключения контракта. В предыдущей редакции заказчик действовал по своему усмотрению.
Иные изменения в законодательство о государственных закупках
Считается, что ряд положений новой редакции закона не только существенно смягчает порядок госзакупок и облегчает жизнь заказчикам, но и призван снизить количество махинаций при закупках - речь идет о случаях завышения закупочных цен (часто они завышались на 30-40%), привлечению к госпоставкам только "своих" поставщиков, "откатам" и проч. По словам разработчиков закона, антикоррупционность закона повышается в том числе благодаря расширению полномочий Федеральной антимонопольной службы в области контроля за процедурой размещения заказов у единственного поставщика.
Федеральный закон № 53-ФЗ уточнил сферу правоотношений о госзакупках. В частности, в Законе установлено, что такие правоотношения не возникают в результате оказания услуг международными финансовыми организациями, участником которых является Россия, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких организаций должен утверждаться Правительством РФ.
На официальном сайте Правительства Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в обязательном порядке должна размещаться информация не только о проведении конкурса на размещение заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг, но и информация о внесении изменений в извещение о проведении таких мероприятий. Допускаются изменения в извещение о проведении открытого конкурса, сам предмет конкурса не может быть изменен. Срок подачи заявок на участие в конкурсе с учетом внесенных в извещение изменений должен составлять не менее двадцати дней с момента опубликования информации об изменениях в официальном печатном издании и на официальном сайте.