На главную / Пресс-центр / Новости законодательства о госзакупках / Новшества законодательства Российской Федерации о госзакупках в 2009 году


Новшества законодательства Российской Федерации о госзакупках в 2009 году
Федеральный закон, регламентирующий процедуру государственных закупок на территории РФ, был принят 21 июля 2006 года (N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). За прошедшее время федеральное законодательство неоднократно менялось и совершенствовалось; в конце 2008 года был принят ряд законодательных актов, которые вносят существенные изменения в процессуальную и содержательную часть размещения государственных и муниципальных заказов (федеральные законы от 1 декабря 2008 года 225_ФЗ, от 30 декабря 2008 года 308_ФЗ и от 30 декабря 2008 года 323_ФЗ).

Поправки, которые были внесены в базовое законодательство, носят инновационный характер, базируются на правоприменительной практике последних лет и направлены, в первую очередь, на усиление прозрачности в сфере государственного заказа, борьбу с коррупцией, недобросовестной конкуренцией и другими злоупотреблениями.

В целях упорядочивания работы государственных и муниципальных заказчиков, обеспечения единообразия размещаемой информации, предотвращения коррупции федеральное законодательство предусматривает введение с 1 января 2011 года единого всероссийского официального портала для размещения информации о госзакупках, в связи с чем отменяется обязательная публикация информации о размещении заказа в официальных печатных изданиях субъектов Российской Федерации и муниципалитетах. Создание единого информационного ресурса позволит участникам оперативно находить информацию о размещении государственных и муниципальных заказах и исключит возможность сокрытия данной информации, что благоприятным образом повлияет на развитие конкуренции. Субъекты Федерации при этом вправе сохранить свои сайты, но они уже не будут носить официального статуса.

Размещение заказа для государственных и муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов - конкурс (аукциона), в том числе электронный аукцион, либо без проведения торгов - путем запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика.

Введение процедуры открытого аукциона в электронной форме - фактически новая глава в законодательстве о госзаказе. В настоящее время в экспериментальном режиме функционируют пять электронных площадок. Основная задача проведения электронных торгов - расширить круг участников размещения государственного и муниципального заказа. Любой предприниматель - юридическое или физическое лицо - заключает договор с электронной торговой площадкой и с помощью системы электронно-цифровых подписей, подтвердив свою платежеспособность специальной гарантией банка, сможет участвовать в электронных торгах. Кроме того, по электронным торгам не менее пяти лиц претендуют на заключение контракта (в обычном аукционе - это первый и второй номер).

Федеральное законодательство о закупках предоставляет право участвовать в торгах юридическим лицам различных организационно-правовых форм, физическим лицам, в том числе, индивидуальным предпринимателям. Участник размещения заказа может претендовать на заключение контракта как непосредственно, так и опосредованно через своего законного представителя или через лицо, действующее по доверенности. Законным представителем юридического лица является должностное лицо, предоставившее учредительные документы и подтвердившее свои полномочия приказом или решением собрания учредителей и имеющее копию документа, удостоверяющего личность. Если от имени юридического лица действует не законный представитель, а иное лицо, то его полномочия подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

В целях обеспечения подлинности и достоверности информации, содержащейся в заявке, законодательством устанавливаются следующие требования к оформлению заявки - листы заявки и листы тома заявки должна быть прошиты и пронумерованы, содержать опись входящих в их состав документов, и на обратной стороне скреплены подписью уполномоченного лица и печатью юридического лица. Требование от участника размещения заказа оригиналов документов является незаконным.
Основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе не может служить ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы.

Что касается понятия одноименности товаров, услуг, работ, то в данном случае ФЗ 94 дает временное определение данного понятия. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара, результаты работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. Данное определение вступило в силу с 1 марта 2009 года и действует до утверждения Минэкономразвития РФ номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Одной из наиболее сложных и запутанных проблем, с которой сталкивались участники размещения заказа - это проблема оценки конкурсных заявок. Огромное количество нарушений в этой сфере было связано с тем, что заказчик сам устанавливал порядок оценки и значимость критериев оценки. Однако с 1 ноября 2009 года вступило в силу постановление Правительства 722, утвердившее новый порядок оценки конкурсных заявок. Введение единых критериев для оценки заявок в конкурсе направлено на минимизацию возможности проведения недобросовестных торгов, упорядочивают процедуру размещения госзаказа, делают ее более прозрачной и понятной.

Актуальность вопроса вызвана тем, что пока еще не принят порядок оценки, и заказчик утверждает такой порядок сам. Действительно, по порядку оценки возникает очень много нарушений. Следует обратить внимание и на изменения законодательства, касающиеся положения о конкурсной комиссии. В состав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должно входить не менее пяти человек, при этом с 1 января 2010 года в состав комиссии должны включаться не менее 2 человек, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов. Деятельность комиссии является правомочной, если на заседании присутствует не менее пятидесяти процентов ее списочного состава.

Рассматривая проблему размещения государственных и муниципальных заказов, следует отметить, что в целях поддержки малого бизнеса, ФЗ- 94 обязывает государственных и муниципальных заказчиков размещать заказ у представителей малого бизнеса в размере не менее 10 и не более 20% от общего количества лотов.

При этом, при размещении заказа на поставку товара, выполнения работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства начальная (максимальная) цена контракта (лота) устанавливается Правительством РФ.

Определенные изменения базового законодательства затронули также процедуру размещения заказа путем запроса котировок. Новеллой процедуры запроса котировок стало следующее. В случае подачи только одной котировочной заявки на момент окончания срока подачи заявок, заказчик продлевает срок подачи на четыре рабочих дня. Если в результате продления срока заявок не поступило, а поступившая ранее единственная котировочная заявка соответствует требованиям запроса котировок, заказчик обязан заключить контракт с участником, подавшим такую заявку. Участник размещения заказа не вправе отказаться от заключения контракта. При этом, участник размещения заказа не обязан предоставлять лицензии по тем видам деятельности, которые подлежат лицензированию. Непредставление лицензии не является основанием для отказа от заключения контракта.

Безусловно, новеллы законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа корректируют базовое законодательство, исходя из правоприменительной практики, направлены на удовлетворение потребностей и защиту участников размещения заказа, упорядочение работы государственных и муниципальных заказчиков и решают задачи более эффективного расходования бюджетных средств.

Понятие "изделия медицинского назначения" включает в себя чрезвычайно широкий перечень товаров, применяемых в медицине - это и сложная высокотехнологичная медицинская техника и расходные материалы (бинты, шприцы, иглы, перчатки и т.д.). Объем рынка медицинской техники и медицинских расходных материалов, по мнению экспертов, в два раза превосходит объем фармацевтического рынка, регулируемого законом "О лекарственных средствах". Однако, единого федерального закона, который бы регламентировал весь цикл обращения медицинских изделий, в России не существует.

111024, Россия, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Перово, 2-я Энтузиастов ул., д. 5, к. 40, этаж 3, ком. 47, офис 2
E-mail: info@sitekserv.ru
Изготовлено компанией «ArtLink»
Все права защищены © 2005-2009