На главную / Новости / 2009 / 6
9.6.2009
Комментарии к разъяснениям МЭРТ И ФАС РФ к приказу 427 о предоставлении преференций для российских производителей
5 декабря 2008 года Министерство экономического развития утвердило Приказ № 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд". Приказ, в частности, предусматривает введение 15- процентной ценовой преференции участникам конкурсов и аукционов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского производства. По замыслу разработчиков, положения данного подзаконного акта должны оказать поддержку отечественному товаропроизводителю и распространяются практически на все группы товаров, происходящих из иностранных государств, в т.ч. продукция и услуги в сельском хозяйстве и охоте, пищевые продукты и напитки, текстильные изделия, изделия из меха и кожи, резиновые и пластмассовые изделия, медицинская аппаратура, продукция металлургической промышленности, продукция металлообработки.

Предоставление ценовых преференций поставщикам отечественной продукции, ориентация сферы госзаказа на российского производителя, безусловно, важные и необходимые меры, особенно в тех отраслях экономики, где российские производители предлагают товары, не уступающие по качеству импортным аналогам. Тем не менее, положения Приказа № 427 являются достаточно спорными с правовой точки зрения (особенно во взаимосвязи с антимонопольным законодательством РФ). Не удивительно, что они вызвали большое количество вопросов и опасений у представителей бизнес-сообщества, поставляющих продукцию как отечественного, так и иностранного производства для федеральных и муниципальных нужд.

Вероятно для снятия обеспокоенности бизнес-сообщества, ФАС и Минэкономразвития России разослали в адрес распорядителей средств федерального бюджета комментарии (разъяснения) к ряду наиболее важных положений, касающихся практического применения Приказа № 427. Данные комментарии подписаны статс-секретарем - заместителем Министра экономического развития РФ А.В.Поповой и статс-секретарем - заместителем Руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Цириковским. Данный документ не является нормативным актом, однако, учитывая то, что распорядители средств федерального бюджета будут на практике руководствоваться указанными разъяснениями значение документа трудно переоценить.

Остановимся на наиболее важных разъяснениях. В первую очередь, отметим те случаи, при которых не предоставляются преференции участникам размещения заказов, предлагающих товары российского производства. К таким случаям относятся: размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме; размещение заказа путем запроса котировок; размещение заказа у единственного поставщика. Преференции не предоставляются, если заявка победителя конкурса (аукциона) содержит предложение о поставке товаров отечественного и импортного производства.

Преференции участникам размещения заказов, предлагающих поставку товаров российского производства, могут быть предоставлены лишь при одновременном соблюдении следующих условий: во-первых, размещение заказа должно осуществляется только путем проведения конкурса или аукциона; во-вторых, в конкурсной документации (документации об аукционе) должен быть установлен приоритет товарам российского производства; в-третьих, в конкурсе участвуют не менее двух участников, не менее чем одна заявка содержит предложение о поставке российских товаров, не менее чем одна заявка содержит предложение о поставке импортных товаров; в-четвертых, государственный или муниципальный контракт заключается на поставку товаров, допуск которых определен Приказом № 427 (пункт 1). В случае несоблюдения хотя бы одного их вышеперечисленных условий преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, не предоставляются.

Одним из принципиальных моментов, на который стоит обратить особое внимание, является порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта". При проведении конкурса на размещение заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд оценка и сопоставление заявок по критерию" цена контракта" производится с применением повышающего 15-процентного коэффициента от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта к цене контракта, предложенной в заявках. При этом преференция применяется только для оценки и сопоставления заказов, а сам контракт с победителем конкурса заключается по цене, которая указана в его заявке.

Если государственный или муниципальный заказ размещается путем проведения аукциона, и победителем аукциона признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке импортных товаров, то контракт с победителем заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов.

Комментируя положения Приказа №427, Минэкономразвития и ФАС России рекомендуют устанавливать в конкурсной документации (документации об аукционе) требование об указании страны происхождения товара. Если данное требование установлено, участник торгов обязан в своей заявке указать страну происхождения товара. Участник не допускается к участию в торгах, если в его заявке не указана страна происхождения товара. Если в конкурсной документации (документации об аукционе) не содержится требование указания страны происхождения товара, то участник торгов, не указавший страну происхождения товара, не может быть отстранен от торгов. При этом преференции предоставляются только в том случае, когда участник размещения заказа указал страну происхождения товара.

Преференции, которые предоставляются поставщикам российских товаров при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд, распространяются и на товары белорусского происхождения (в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 года №123). Таким образом, российские и белорусские товары, включенные в перечень Приказа №427, имеют равный доступ к государственному и муниципальному заказу.

14.10.2009 С 1 ноября 2009 года вступают в силу Правила оценки заявок на участие в конкурсе по госзаказу
09.06.2009 Комментарии к разъяснениям МЭРТ И ФАС РФ к приказу 427 о предоставлении преференций для российских производителей
04.03.2009 С 1 марта изменено законодательство о госзакупках.
111024, Россия, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Перово, 2-я Энтузиастов ул., д. 5, к. 40, этаж 3, ком. 47, офис 2
E-mail: info@sitekserv.ru
Изготовлено компанией «ArtLink»
Все права защищены © 2005-2009